Fessla, официальный логотип
Данный сайт предназначен для лиц достигших 21 года. Производя вход на сайт, Вы подтверждаете что Вам есть 21 год или более.
Мне уже исполнился 21 год
Мне нет 21

Первая пивная империя

1 февраля
4 просмотра

Общим местом давно является признание заслуг Британской империи в развитии пивоварения. Британский флот доставлял по всему земному шару огромные по тем временам объёмы пива, стимулируя пивоварни расширять производство и развивать технологии. Несомненно, что такими объёмами и такой «дистрибуцией» пиво до XVII в. не обладало, однако стоить вспомнить о первой торговой империи, сделавшей пиво едва ли не валютой для значительной части Европы. Речь идёт о Ганзейской лиге (hansa – торговый конвой), формально просуществовавшей с 1358 по 1862 гг., фактически – с середины XIII по середину XVII вв. О ее истории для Profibeer написал Михаил Пахалов.

Лига была организована из первоначально стихийных ассоциаций свободных городов, управляемых советом гильдий. Основные торговые пути пролегали не только по Балтийскому и Северному морю, но и по рекам Центральной Европы. Два самых влиятельных (и богатых) города, соперничавших даже в составе одной Лиги, стали основателями союза, определившего формы и правила торговли на несколько веков. Более 170 городов стали членами Ганзы, или, по крайней мере, имели у себя ганзейскую контору.

Carta Marina, одна из первых карт Европы

На северо-востоке Европы сложилась своя особая пивоваренная культура, отличная от пивоварения Британских островов и Южной Германии. Это всё ещё была эпоха «местного потребления»: львиная доля пива потреблялась на месте, а сколько-нибудь серьёзные объёмы были, в основном, у монастырских пивоварен – большая часть которых находилась значительно южнее Балтики.

Само пиво также отличалось по вкусу и рецептуре: пресловутый «грюйт» – набор ароматических трав – существенно отличался в разных частях Европы, унаследовавшей законодательное регулирование пивоварения ещё от Карла Великого. И уж точно грюйт отличался от пива с хмелем – его-то вообще в капитуляриях Карла не упоминается.

Как известно, хмель попал в состав пива достаточно поздно, но уже во второй половине XIII в. в Северной Германии в пивоварении он использовался. В те времена это растение ещё не стало повсеместным ингредиентом, а Балтийские страны получили это ноу-хау раньше прочих – к тому же, «вольный» статус северогерманских городов не связывал местных пивоваров обязанностью покупать грюйт у авторизованных феодальных вендоров.

Не менее важным фактором стал реальный коммерческий объём городских пивоварен: даже крупные монастырские пивоварни того времени не могли тягаться с бюргерскими объёмами, не говоря уже о связанности монастырей местным рынком сбыта и отсутствием собственной транспортной инфраструктуры – чем обладала Ганза.

Бремен XIII в. стал первым пивоваренным центром Ганзы: бременское пиво появлялось в тавернах окрестных городов и даже поставлялось в Нидерланды.

Одним из самых распространённых ингредиентов тогда был… овёс. Засыпь бременского rotbier(«красное» пиво) состояла из овса как минимум на 80%. Английские эли, а также голландское пиво тех времён также использовали овсяную основу.

Расцвет торговли на Балтике стимулировал появление крупных городских пивоварен, «бременское» пиво было постепенно вытеснено с рынка пивоварами Гамбурга – технологии сделали шаг вперёд, и новое ячменно-пшеничное пиво стало новым стандартом. Главным конкурентным преимуществом, очевидно, стал хмель, позволявший в сохранности довезти пиво до места продажи.

Гамбург

Уже в первые десятилетия после заключения ганзейского союза в Гамбурге насчитывалось более 1 000 пивоварен, при этом половина из них работала на экспорт, а в пивоваренной отрасли работало относительное большинство всех горожан. На 1376 год только из одного Гамбурга вывезли более 130 тыс. гектолитров пива, а сам флот Ганзы из более 1 000 кораблей потреблял ежегодно более 250 тыс. гектолитров пива – не забываем, что в Средние века пиво было частью ежедневного рациона питания. На пике своего могущества Ганза экспортировала более 500 тыс. гектолитров в год.

Инфраструктура Ганзы позволила пережить как голодные годы – в частности, великий голод 1315 года, когда население Гамбурга сократилось на треть, – так и Чёрную Смерть, свирепствовавшую в Европе во второй половине XIV в. – пивоварни продолжали работать, имея возможность получать сырьё из дальних регионов и не зависеть от местного рынка. Помимо пива Ганза поставляла и сырьё, в том числе и хмель – что позволило предприимчивым голландцам перенять технологию и рецептуру, а позже и вовсе перехватить эстафету торговой империи в XVII в.

Корабли Ганзы, XIV-XV века

Хмель также потребовал технологических новшеств: его необходимо было кипятить, сусло же с грюйтом не всегда подвергали длительной температурной обработке (ещё одна причина нестабильности пива без хмеля). Для кипячения необходимы были большие котлы – это было дорого и сложно, поэтому часто один медный котёл на 1000 литров и более принадлежал нескольким пивоварням совместно, его катали по городу от варки к варке. В «неохмелённой» Европе до XVI в. редко встречались котлы свыше 600 литров за пределами монастырских пивоварен.

Южные германские государства, в частности, Бавария, закупали много «гамбургского» пива, так как местное либо оставляло желать лучшего, либо пивоварни не могли похвастаться достаточными объёмами. Охмелённое пиво с Севера было очень популярно и на Юге. Южная Германия известна одними из первых упоминаний о пивоваренных гильдиях (1280 год, Мюнхен) и «законами о чистоте» (1156 год, Аугсбург и 1293 год, Нюрнберг), но до эпохи, когда «баварское» стало синонимом качества и вкуса, ещё было очень далеко.